Минута истории: проект Керченского моста 1949 года.

Немногие знают, но первый проект Керченского моста был создан ещё в середине прошлого века советскими инженерами. Увы, грандиозный проект не вписался в бюджет послевоенной экономики и его благополучно отложили до лучших времён. Возможно, лучшие времена уже настали, ведь наша компания принимает участие в строительстве нового моста в Крым, поставляя СФБ плиты (стеклофибробетонные) собственного производства. И пока строительство идёт к своему завершению, мы можем вспомнить историю и старый проект.

Мост через Керченский пролив - каким он мог бы быть?

двухъярусный мост В нашей стране очень много железных дорог и рек, и неудивительно, что железнодорожных мостов не мало. Однако даже сегодня двухъярусные мосты, включающие в себя дорогу для обоих видов транспорта - железнодорожного и автомобильного - редкость. А ведь именно такой должна была стать исполинская переправа по проекту, который разработали ещё в 1939 году, за десять лет до утверждения в 1949-м.

Это кажется невероятным, но проект был продуман во всех мелочах уже в те далёкие годы. Но несмотря на грандиозные усилия, которые требовались для строительства моста через пролив, не была забыта и эстетическая сторона.

советский проект крымского моста

Въезды на мост должны был стать одним из лучших примеров советского ампира. Венчать его, по аналогии с несостоявшимся дворцом съездов, должен был колоссальный памятник вождь (куда же без него). 

На втором берегу предполагался более скромный обелиск. Сегодня уже сложно узнать - кому или в честь кого он должен был быть установлен.

В глазах современных строителей сложности проекта добавляет так же разница в технологиях. В годы, когда велась разработка проекта, ещё не был изобретён стеклофибробетон, блоки из которого сегодня - ключ к качеству и долговечности конструкции. Невозможная для старых типов бетона устойчивость к вибрациям, щелочам и другим факторам усложняла задачу советских зодчих, но тем не менее проект был утверждён в том виде, в котором он предоставлен на этих снимках из проекта, передающих дух эпохи великих строек.

Чертежи включают не только схему моста и эскиз внешнего вида одного из берегов, но и план железнодорожной ветки, уходящей далеко за пределы переправы.

Проект фасадов, хотя и соответствует общим канонам советского Ампира, имеет схожие черты и с архитектурой времён освоения Крыма, что, вероятно, по задумке авторов должно было гармонично объединить его с общим культурно-историческим контекстом острова. Склонные к простому, но эффектному символизму творцы замыслили тем самым проложить символический мост, объединяющий уже не только берега, но и эпохи.

Как и многие грандиозные проекты, советский техпроект 1939-1949 гг. моста через Керченский пролив был засекречен. К счастью, сегодня любой может увидеть полёт мысли тех инженеров и художников, которые его разрабатывали.

 

Комментарии закрыты.