Виды опалубки: заливка бетонных монолитных конструкций

Бетонное строительство – самый современный способ быстро и качественно собрать строительную конструкцию с высокой несущей способностью. Как правило, они или … Continue reading «Виды опалубки: заливка бетонных монолитных конструкций»

Бетонное строительство – самый современный способ быстро и качественно собрать строительную конструкцию с высокой несущей способностью. Как правило, они или собираются из готовых блоков или заливаются на месте. Но существует и третий тип заливки, где комбинируется жидкий раствор и готовые блоки. Но во всех случаях жидкому бетону необходим ограничитель — опалубка.

Наиболее распространены следующие виды бетонной опалубки:

Помимо деления по материалам, существует и функциональное разделение по ГОСТ Р 52085-2003:

  • По конструкции: гибкие опалубки, съёмные и несъёмные, щиты, блоки. Особое место занимает подъёмная (скользящая) для возведения стен – после каждого этапа высыхания она поднимается выше, позволяя заливать всё новые и новые слои бетонных стен.
  • По температурным режимам: помимо обычной, существуют комбинированные, греющие и утеплённые опалубки. Последние дороже, но позволяют работать даже в нашем суровом климате, чтобы обеспечить затвердевание раствора даже в морозы.
  • По использованию: многоразовая и одноразовая.
  • По ориентации конструкции: горизонтальные и вертикальные. Соответственно, одни подходят для стен и колонн, другие – для полов, перекрытий и т.д.
  • Не входящие в официальные ГОСТы (по понятным причинам) виды опалубки: самодельный и заводской.

Каждый вид каркаса для заливки бетона имеет свои плюсы и минусы: характеристики, делающие их наиболее подходящими для тех или иных условий строительных работ. Так как виды опалубки всегда коррелируют с материалами, рассмотрим их, отталкиваясь от последних.

Виды опалубки по материалам:

Деревянная опалубка

Самый простой в изготовлении и частый вид в кустарном производстве. Чаще всего используется для заливки ленточных и монолитных фундаментов ИЖС и построек подсобного назначения, мелких инженерных конструкций. Плюсы: дешевизна, простота и быстрота изготовления. Кроме достоинств имеет и ряд минусов: эластичность и мягкость конструкции не позволяет использовать её для больших масс строительного раствора. Дерево может не выдержать большого давления, деформация от которого может исказить всё тело бетона. Кроме того, сбитая из досок или щитов опалубка менее герметична. Хотя последнее часто решается ещё более простым и дешёвым способом – натяжкой простой строительной полиэтиленовой плёнки и герметизацией стыков клейкой лентой.

Как правило, деревянная опалубка хотя и съёмная, но одноразовая. Хотя при стройке «своими руками» или в небольшой строительной компании может применяться повторно, зачастую – только частично. По всем этим причинам она подходит только для невысоких вертикальных конструкций: ленточных и небольших плитных фундаментов, других низко заглублённых конструкций.

Металлическая опалубка

Прочна, проста в монтаже и надёжна в применении. Может быть как самодельной – ведь для сварки из профиля и щитов нужной конструкции не требуется сложных расчётов, навыков, оборудования. Кроме того, это недорого, хотя и не так дёшево, как в случае с деревом.

В профессиональном строительстве чаще всего применяется балочно-ригельный, мелко- и крупнощитовой типы. Если алюминий – не самый жёсткий материал, то стальная опалубка имеет очень высокую жёсткость, поэтому используется для самых больших объектов с давлением до 75-80 тысяч Паскалей.

Съёмная, и легко применяется многократно. Из минусов – возможность коррозии, высокий вес. По нормам не рекомендуется использовать щиты более 80 раз, а каркас, на котором они фиксируются, не более 300.

Пластиковые опалубки

Наравне с жёсткими съёмными опалубками встречаются и пенополистероловые (пенопластовые) листы опалубки. Будучи несъёмными, они остаются на фундаменте или другом элементе, обеспечивая ему теплоизоляцию. Хрупка и не выдерживает большого давления, требует дополнительной внешней отделки, но стоит недорого. Хорошо подходит для строительства небольших ленточных фундаментов в ИЖС.

Ещё один вид одноразовой опалубки – стекломагнезитовый. Лёгкая, относительно недорогая, повышает звуко- и теплоизоляцию сооружения. Однако по техническим характеристикам подойдёт далеко не всем, т.к. СМЛ-панели имеют предел прочности и монтируются только с внешней стороны.

Несъёмные легкобетонные опалубки – из арболита и керамзитобетона. Стоит относительно недорого, ускоряет процесс стройки, повышают теплоизоляцию. Из минусов – небольшое повышение цены, низкая несущая способность. По этой причине высокие сооружения на подобных фундаментах ставят редко.

Профессиональная пластиковая опалубка обычно комбинируется из пластиков и металла. При высоких показателях прочности и устойчивости к давлению, она быстро монтируется и демонтируется, мало весит, хранится в любых условиях, может использоваться в сотнях рабочих циклов. Минус – предел прочности ниже, чем у стальных конструкций. Кроме того, стоит дорого, хотя и окупается при постоянной работе.

Бетонная опалубка

Готовые элементы из бетона, на сегодняшний день незаменимы в таких сферах, как дорожно-транспортное строительство, заливка бетонного монолита при сжатых сроках. Иными словами быстро построить мост, например Крымский, без таких блоков было бы невозможно.

Пример использования нашей несъёмной опалубки на ЦКАД-4 в Подмосковье

Стеклофибробетон, используемый для таких целей, может содержать ряд наполнителей, облегчающий его вес, устойчивость к агрессивным средам и вибрациям. Стоимость СФБ-опалубки выше, сама опалубка несъёмная, её вес велик, что затрудняет доставку. По этой причине их чаще всего используют на важных и срочных проектах, а в частном строительстве почти не применяют. Стоимость сухой смеси для такой опалубки за тонну выше, чем у простых смесей, однако характеристики такого бетона оправдывают каждый потраченный рубль.

наполнитель — стальная фибра
готовые стеклофибробетонные блоки
готовим формы под заливку раствором

Наша компания – производитель именно такой несъёмной опалубки из СФБ-блоков. Нашими заказчиками являются подрядчики объектов дорожно-транспортного строительства Москвы, Санкт-Петербурга, Дальнего Востока и Крыма. Мы можем предложить не только поставку таких блоков, но и развернуть небольшое производство на месте, если объект расположен далеко от наших производств и требует больших объёмов продукции. Смеси, из которых изготавливаются СФБ-блоки мы производим и разрабатываем самостоятельно.

Вы можете увидеть процесс монтажа нашей несъёмной опалубки на нашем Youtube-канале: